+38 050731-71-00+38 063771-13-00+38 067132-13-00+38 044 332-13-00

Заказать звонок

Заявка оформлена! Ждите нашего звонка в ближайшее время.
Выбрать горный велосипед

Несмотря на то, что вопросы, касающиеся выбора велосипедов и комплектующих, отправляемые мне лично через почту или соцсети, находятся под запретом, люди, тем не менее спрашивают об основах — хочу горный байк, но не уверен, что он мне нужен, и не знаю, как выбрать правильно.

Поэтому я решил написать несколько заметок для самых начинающих велосипедистов, которые на велосипед в последний раз садились в далеком детстве и абсолютно незнакомы с современными трендами.

Итак, вы точно знаете, что хотите снова сесть на велик, но когда заходите в веломагазин, то не можете понять, что же нужно именно вам из всего этого многообразия.

Первое, что я советую своим читателям — не пытайтесь сразу выбрать себе велосипед на всю оставшуюся жизнь. Вполне может случиться, что вело-хобби не приживется, а может быть и так, что ваши предпочтения сменятся в процессе, и понадобится байк другого направления.

Поэтому, давайте выбирать, исходя из того, что велосипед нужен прямо сейчас. Наверняка, когда вы представляете себе будущее катание на велике, то у вас есть какой-то идеальный образ перед глазами.

К чему вас тянет? Это комфортное, спокойное катание по городу или быстрая езда по лесным тропинкам? Любите ли вы шуршащий асфальт под колесами или больше по душе пересеченная местность? Попробуйте нащупать в себе эти склонности, это поможет купить правильный велосипед и не жалеть о выборе.

Во всем многообразии велосипедной техники я бы выделил для начинающего три типа байков: горный, гибридный и шоссейный, давайте их и рассмотрим.

Надежность горных велосипедов

Практичные люди рассуждают так: mtb рассчитан на экстремальную езду, значит, там усиленные компоненты и рама, а это как раз то, что мне и нужно. Дороги у нас ужасные, сам я далеко уже не тот худенький мальчик, что катался в детстве на Аисте, велосипед покупается на долгие годы, соответственно — берем горный.

На самом деле, никаких особо прочных компонентов в горном велосипеде нет, и он не предназначен для экстремального катания. Обычный mtb сделан для стиля езды, называемого cross country (пересеченная местность, в наших интернетах пишут КК). То есть, просто жесткая езда по корням и булыжникам, но без фанатизма.

Курьез в том, что все современные велосипеды, даже тоненькие шоссейники, изготавливаются с большим запасом прочности, поэтому если ваше катание не будет на 100% проходить по вышеописанным корням и спускам с камнями, то фактор прочности — это совсем не та причина, почему вы должны покупать горник.

Просто поверьте, что даже для наших дорог и для дядек с весом далеко за сотню, велосипед любого типа из трех (горный, гибрид, шоссер) будет достаточен в плане прочности. Если вы не поставите перед собой специальную цель сломать раму или колеса, то бояться нечего.

Самое главное — нужно научиться маневрировать своим телом во время езды: если вы будете сидеть в седле, как мешок с картошкой, то можно пробить даже суперпрочное колесо или сломать mtb раму. Всегда нужно привставать и переносить вес вперед или назад при проезде бордюров, выбоин в асфальте и тд. Со временем это входит в привычку, и вы даже не будете замечать за собой работу корпусом.

Особенные компоненты для mtb — это миф, потому что на гибриды ставятся точно те же группы трансмиссии. Даже шоссейная механика почти так же прочна, как и «горная», например, трансмиссия Shimano Tiagra будет не менее надежна, чем Shimano Deore, разница лишь в специфике (передаточные числа и тд).

На данном этапе не стоит засматриваться на велосипеды, специализированные для более экстремальных стилей катания: all mountain, enduro, downhill. Пока что только кросс-кантри.

Вы должны предельно четко понимать, что преимущество горного mtb исключительно в проходимости и способности «абсорбировать» неровную поверхность, но достигается это за счет ухудшения скоростных показателей.

Ошибка начинающих, выбирающих себе горник «на всякий случай»: они говорят, что скорость их не интересует, они, дескать, не спортсмены. Всё верно, но на велосипеде скорость — это легкость хода. Гибрид и шоссер идут гораздо легче, и ощущение от катания по асфальту просто приятнее.

Спросите себя — надо ли таскать с собой «проходимость», если вы ей почти никогда не пользуетесь? Не разумнее ли выбрать более универсальный вариант — гибрид (циклокроссер). О выборе этих видов велосипедов мы поговорим в другой статье.

Как правильно выбирать горный велосипед

Для начала я должен повторить то, что всегда говорю — для начинающего вопрос, какой марки купить велосипед, не должен стоять в принципе. Все байки собираются из одних и тех же компонентов, разница только в цене, накрутке за бренд и уровне комплектующих.

Вот таблица уровней трансмиссии Shimano:

Tourny можно считать базовым уровнем трансмиссии — работает, но довольно нечетко, сложно настроить, часто нуждается в корректировке.

Altus и Acera — это трансмиссия очень низкого уровня, можно брать, но всё же, если есть возможность, то лучше подняться на ступень выше.

Alivio — нормальный рабочий уровень, эти компоненты ставят на приличные велосипеды, можно смело брать, проблем с механикой, скорее всего, не будет.

Deore и SLX считаются золотой серединой, это, наверно, самые сбалансированные группы у Shimano. Стоят еще не так дорого, но работают очень прилично.

Уровень механики XT высокий, эти компоненты ставят на самые дорогие байки, цена немаленькая, но работает всё идеально, без малейших задержек.

XTR — это уже для велогурманов и гонщиков, я не могу найти реальной причины, чтобы это покупать. Когда я еще исповедовал велофетишизм, то у меня вся механика была XTR, но если честно, разницы в работе с XT я не замечал. Да, немного меньше вес, да, заветные три буковки, которые так греют душу, но это лежит далеко за пределами рационального выбора.

Чтобы выбрать горный велосипед, руководствуйтесь этой таблицей — все компоненты производитель устанавливает вперемешку, например, задний переключатель Shimano Deore, передний Shimano Acera, а манетки Shimano Alivio. Это нормально, просто оцените навеску в совокупности.

Помните, что Шимано не делает полного хлама, и даже базовая группа Torney, при должном внимании, может служить вам многие годы. В то же время, платить за буковки в группах выше SLX обычному катальцу, наверно нет смысла, разве что с деньгами всё очень в порядке — всегда приятно иметь технику высокого уровня.

Уровень велосипеда, как правило, измеряется уровнем трансмиссии, то есть, чем более высокая группа Shimano или SRAM, тем, соответственно, и лучше колеса, покрышки, вилка и т.д. Проследить за уровнем этих компонентов сложнее, так как производителей очень много, но чаще всего, велобренд собирает модель байка более-менее адекватно.

Амовилки

Есть еще одна засада с амортизационными вилками — это дорогая штука, и на велосипеды среднего уровня производитель ставит, мягко говоря, плохо работающие модели. Они служат очень недолго, плохо справляются с активной работой на трейлах, зимой теряют свои свойства из-за мороза, одним словом, не стоит рассчитывать купить за 30 тысяч байк с хорошей рабочей амовилкой.

Маленький ориентир в мире вилок: при выборе в магазине спрашивайте, что за амортизация на веле — если эластомер, то это как раз то, что я говорил. Пружинно-масляная вилка — хорошо, воздушная вилка — замечательно. Главное, чтобы продавец сам знал, что за механизм там установлен.

Выбрать горный велосипед или гибрид (шоссер/кроссер)?

Может быть, кажется, что я отговариваю от покупки горника, но на самом деле я лишь хочу подвести читателя к осознанному выбору. Настоящая причина предпочесть mtb — вы должны очень любить поездки по жесткой пересеченной местности, ваша «идеальная картинка» — лесные трейлы, с грязью, камнями и опасными спусками.

В этом случае никакой другой тип велосипеда не подарит тех ощущений, и брать нужно только mtb. Одно лишь замечание: все дешевые горные байки являются таковыми только на бумаге. Их ниша — удовлетворение массового спроса от тех покупателей, которые почему-то хотят именно mtb, но катать будут по асфальту.

При жестком катании такие псевдо-mtb вас разочаруют, потому что амортизация на них устанавливается только для галочки, а трансмиссия не способна достаточно четко работать в условиях загрязнения и повышенной нагрузки.

Я бы сказал, что более-менее нормальный уровень компонентов современного горного велосипеда для использования по назначению начинается с воздушной амортизационной вилки RockShox Recon и трансмиссии Shimano Deore (или аналогов). А это примерный ценовой уровень 45-60 тысяч рублей.

Иногда горные байки покупают любители комфорта для катания по городу, потому что в сравнении с гибридами, и тем более шоссерами, у mtb гораздо шире покрышки, а давление в них ниже. Такой подход также имеет право на жизнь, особенно в условиях плохого асфальта.

В отличие от предыдущего случая, здесь совершенно не требуется дорогой байк, хватит любого горника до 15 тысяч. Амортизационная вилка, устанавливаемая на велосипеды этой ценовой категории называется имитатором, потому что не способна справиться со скоростной трассой, но она вполне приемлема для спокойной езды по городу.

Вот если у вас в голове нет такой четкой картины, как в этих двух случаях, то скорее всего, mtb вам не нужен, и гибрид или шоссейник оказался бы гораздо более подходящим выбором. О том, как выбирать гибридный, шоссейный или циклокоссовый велосипед, я напишу отдельную заметку.

Есть ли смысл покупать двухподвес

Покупать двухподвесы (велосипед с амортизаторами не только спереди, но и сзади) я не советую ни дорогие, ни дешевые. Дорогие, потому что вы еще далеко не на том уровне владения техникой, чтобы потребовался двухподвес, а покупать «на вырост», на мой взгляд, неправильно.

Дешевые двухподвесы, как правило, очень тяжелые и обладают амортизацией крайне низкого класса, которая пожирает львиную долю энергии педалирования. Совсем дешевые подвесы еще и крайне ненадежны.

Я надеюсь, что всем начинающим велосипедистам, находящимся в активной фазе выбора, поможет моя статья. Главное — всегда включайте голову, запомните: Google знает всё, что вам нужно.

Смотрите на понравившуюся модель: загляните в табличку уровней трансмиссии из этой статьи, вспомните про ориентиры для амовилок (эластомер/пружина-масло/воздух). Не уверены, что за вилка — забейте название в поисковик, наверняка узнаете, какой принцип амортизации и демпфирования. Немного внимания, немного упорства, и всё получится.

Но самое главное — не затягивайте. Больше чем в половине случаев, люди, которые серьезно увлеклись велосипедом, через некоторое время решали сменить ориентацию (велосипедную). Поэтому главная задача — это выбрать подходящий по деньгам вариант, и как можно скорее выкатить, лето у нас не такое и длинное. Удачи на дорогах!

Ссылка на источник статьи

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий