+38 050731-71-00+38 063771-13-00+38 067132-13-00+38 044 332-13-00

Заказать звонок

Заявка оформлена! Ждите нашего звонка в ближайшее время.
Велопутешествие, практическая подготовка

В первой части заметки о подготовке к велопутешествию я затронул вопросы психологического характера. Сегодня перейдем к практической стороне. В этой заметке я пройдусь по основным верхушкам, и заострю внимание на собственном опыте.

Так как мои дороги пока пролегают по странам Европы, безопасным и цивилизованным, поэтому эта информация, скорее всего, будет полезна начинающим велотуристам. Я постараюсь не углубляться в велосипедные дебри, вопросы железа можно прояснить для себя на специализированных форумах.


Маршрут

Наверно, самое первое, что нужно предпринять для того, чтобы путешествие состоялось — это разработать маршрут. Определиться с достопримечательностями, которые нужно посетить, поможет ресурс venividi.ru. Там хранится просто огромное количество отчетов о путешествиях со всего света. Несмотря на то, что про велотуризм не наберется материала и на 1%, тем не менее, можно получить массу полезной информации.

Разумеется, также нужно просеять интернеты, как русские, так и заграничные, на предмет уже свершенных велопутешествий. Наверняка кто-то уже проехал нужным маршрутом, отчего бы не воспользоваться чужим опытом.

Остается привязать нитку маршрута к местам ночевок. Тщательная привязка имеет смысл, если продолжительность поездки предполагается менее месяца, но если путешествие длится дольше, то скорее всего первоначальный план претерпит изменения в дороге, поэтому не стоит выверять каждый дневной пробег. Нужно найти при помощи сервиса ru.camping.info дешевые кемпинги на маршруте. Это очень важно, так как сэкономить на разнице между гламурными и нормальными кемпингами можно иногда до 50%.

Ночлег

Кемпинги, как нетрудно догадаться, располагаются в местах наибольшего скопления туристов. Туристы же предпочитают скапливаться около моря и крупных достопримечательностей. Для них построено огромное количество кемпингов, и если ваш маршрут не отходит от туристических троп, то предварительное планирование ночевок имеет только финансовый смысл — найти самый дешевый вариант. Если вопрос денег не стоит на первом месте, то можно спокойно ехать без какой-либо подготовки: кемпингов очень много.

Другое дело, если ваш путь уходит в сторону от городов и побережья. Там концентрация кемпингов снижается драматически, и без точных координат бывает плохо. Кроме кемпингов, конечно можно воспользоваться многочисленными гостиницами, сервисы booking.com и hostelworld.com вам помогут. Однако желательно заранее узнать, есть ли у них возможность для хранения ваших велосипедов. Отели — это уже более дорогой вариант, и те, кто путешествует месяцами, редко могут себе это позволить, поэтому почти все велотуристы предпочитают кемпинги.

Кемпинг — удобное изобретение, и я всегда стараюсь провести ночь в нем, но есть и альтернативные варианты. Дикие ночевки под сосной, как известно, запрещены во многих странах, но к этому запрету нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Несложно догадаться, что запрет сделан для того, чтобы граждане не устраивали стихийных пикников с возлияниями, и не загаживали природу вокруг себя. Велотурист же, как правило, существо малопьющее и к беспорядкам не склонное, поэтому заметив нарушение, адекватный абориген не бежит звонить в полицию. Однако, желательно не ставить палатку на открытом месте. Еще лучше найти чей-то домик в поле и спросить разрешения переночевать на их земле. Путешественники рассказывали, что иногда в ответ на такой вопрос хозяева приглашали их в дом, кормили обедом и всячески содействовали. Здесь действует правило: чем дальше от побережья и городов, тем лучше люди.

Поэтому, вполне возможно путешествовать на велосипеде за очень умеренные деньги, если подойти к вопросу с умом. Европа может быть как очень дорогой, так и практически бесплатной, в зависимости от того, что вам надо.

Техника

Следующим пунктом программы подготовки к походу я бы назвал: «Исправность велосипеда». Подчеркиваю, не тип и стоимость велосипеда, а именно его техническая исправность. Казалось бы, об этом даже незачем говорить, насколько это очевидно, но мой и чужой опыт показывает, что иногда путешественники совершают чудеса легкомыслия, выезжая на неисправном транспорте. У меня, в частности, была дурная привычка выехать на полуизношенном оборудовании с прицелом «убить» его в поездке, а по приезду заменить новым. Это серьезно подводило меня, и надеюсь, что впредь я буду умнее.

Кстати, есть мнение, что для велопоходов просто необходим некий туристический велосипед, стоящий безумных денег. На самом деле, выезжать можно на любом современном велике. В ценовом пределе 500-800 евро все они уже имеют достаточный запас прочности, чтобы пройти без ремонтов 7-10 тысяч километров при условии асфальтового пробега. Обязательно нужно иметь с собой некоторый инструмент. Для меня это: хороший удобный насос, набор шестигранных ключей, ключи для замены спиц и запасные спицы. Также — две запасные камеры и заплатки. До похода попрактиковаться в замене камеры и выравнивании восьмерок. В европейской глубинке веломастер не такая уж распространённая вещь. Для ремонта самого себя тоже неплохо взять пластырей, антисептика и болеутоляющего.

Однако посоветую сразу вложиться в правильное оборудование. Крайне рекомендую купить для туризма кожаное седло Brooks — ничего лучше для пятой точки я не встречал. От комфорта этой точки зависит моральное состояние путешественника в целом. Мой велопоход прошлого года по Испании-Франции-Испании на Бруксе был просто наслаждением, тогда как в 67-ми дневном «Южном пути» мы с женой мучились на спортивных седлах. Поэтому рекомендую, сэкономьте на чем угодно, но купите кожаное седло. Разумеется, чтобы получать от долгой езды удовольствие, нужно подобрать грамотную посадку.

Багаж

После самого велосипеда наиболее важной вещью является багаж, который будет перемещаться вместе с вами. В моем путешествии «Южный путь» ситуация складывалась курьезно: только при сборке велосипеда в аэропорту Лондона я понял, что имущества оказалось больше, чем сумок. Было непросто все это навьючить, чтобы не развалилось от тряски, всю дорогу мы мучились из-за непродуманности материальной части. Дополнительной головной болью оказался сильный перевес на заднее колесо — ломались спицы. Грамотные велотуристы распределяют вес багажа между передом и задом, использую не только задний багажник, но и передний.

В путешествии 2011 года материальная подготовка была проведена более серьезно, но из-за нежданных дождей встал вопрос о водонепромокаемости багажа. Поэтому я сделал вывод, что надо приобрести надежные, непромокаемые и легкосъемные сумки. Прочесав интернеты, выяснилось, что в заграничном туристическом мире велосипедисты-дальнобойщики отдают предпочтение немецкой фирме Ortlieb. Это не очень дешевое удовольствие, так как комплект передних и задних сумок обойдутся не менее 200 евро (не считая самих багажников). Но лучше потратить деньги на надежные и удобные вещи, чем постоянно испытывать проблемы из-за несовершенства экипировки.

Крыша над головой

Следующим по важности пунктом я бы назвал палатку. Здесь надо найти правильный баланс между ценой, весом и водостойкостью. Не буду советовать конкретных вариантов, скажу лишь, что не стоит покупать экстремально легкую и миниатюрную одноместную палатку. Как показывает практика, комфорт таких палаток на очень низком уровне, поэтому я бы считал нормальным вес 2кг для размещения одного человека. Это будет номинально двухместная палатка с высокой степенью водостойкости, достаточно просторная для размещения крупного мужчины и его багажа.

Вообще не стоит зацикливаться на покупке самого легкого туристического оборудования. Легкие вещи или очень дорогие, или быстро ломаются, а чаще всего и то, и другое. За общим весом багажа обязательно нужно следить, но облегчать его не покупкой дорогой экипировки, а исключением маловажных пунктов. Что для вас важно, а что нет — можно понять только через собственный опыт. В мой первый дальний поход мне показались важными зеркалка с несколькими объективами и штатив. В следующий раз это и многое другое, столь же «важное», было с негодованием вычеркнуто.

Навигация

Очень важной вещью в походе является gps навигатор. Даже если есть хорошие бумажные карты и отсутствие топографического кретинизма, навигатор позволяет не терять время на сложных и неоднозначных участках. Очень здорово: едешь по итальянской глубинке, а тебе русским голосом говорят: через сто метров поверните налево. А уж базу данных супермаркетов Lidl (дешевая провизия) и макдональдсов (бесплатный wifi) сложно переоценить.

Какой именно прибор, каждый должен решить в соответствии с потребностями. Для моих цивилизованных походов хорошо подошел обычный автомобильный Гармин. Я купил на ebay копеечное крепление на руль и был очень доволен результатом. Прибор работал до трех часов от батареи, этого более чем хватало на ходовой день, так как на длинных перегонах его просто выключаешь.

Электроснабжение

Реальной проблемой в автономном путешествии становится подзарядка девайсов, так как в кемпинге или под сосной никакой розетки рядом не окажется. В кемпингах все-таки проще — можно попросить работника ресепшна поставить на зарядку ваш телефон или gps.

Существует неплохой выход: на ebay продается аккумулятор (сборка из четырех 18650), который будучи полностью заряженным, позволяет зарядить телефон или навигатор раз восемь-десять. То есть, нужно всего раз в неделю отдавать этот аккумулятор добрым людям на полную зарядку. В поход 2011 года я купил сей нужный девайс, и целую неделю он радовал меня своими свойствами, но потом по непонятным причинам сотрудничать отказался. Он до сих пор валяется у меня где-то, вызывая естественное раздражение человека, потерявшего 40 долларов. Тем не менее, сама идея такого аккумулятора очень правильна, подкачала лишь китайская реализация.

Также выглядит разумным использование динамо втулки для зарядки навигатора и мобильного телефона. Лично я пока что не использовал данное изобретение, но в ближайшее время постараюсь прояснить этот вопрос для моих читателей.

Одежда

Вопросы одежды не такие важные, если вы путешествуете по югу, но правильный выбор облегчает быт в дороге. Для движения я предпочитаю спортивную синтетическую велоодежду: она отводит пот и быстро сохнет. Такую одежду можно прополоскать в любом ручье, надеть на себя, и через полчаса ты сухой и чистый.

Не стоит набирать много комплектов, вполне достаточно двух шортов, одной футболки с коротким рукавом и легкой флисовой кофты. Для походов по северным широтам грамотный выбор одежды становится крайне важным, но тут у меня пока нет никакого опыта.

И самое главное: ВСЕГДА ОДЕВАЙТЕ ВЕЛОШЛЕМ.

Надеюсь, эти рекомендации позволяют понять, что велотуризм — одно из самых малозатратных хобби. Полностью подготовленный велосипед со всем туристическим оборудованием обойдется от тысячи евро до полуторы, причем этот комплект послужит многие годы. Если ресурсов не хватает, то можно обойтись гораздо менее дорогой экипировкой — удобные вещи лишь облегчают путешествие, но их отсутствие не делает его невозможным.

Я писал эту статью для того, чтобы показать, насколько легко перевоплотиться из оседлого человека в свободного велотуриста, но наверно, описанием планирований, сложностей и дорогих принадлежностей только отпугнул потенциальных путешественников. Поверьте, камрады, велосипед, экипировка и тщательное планирование — это абсолютная ерунда, не стоящая и минуты размышлений. Важно лишь то, что у вас в голове. Если у вас там то же самое, что у людей, которых я встречал в Дороге, то плюньте на гугл мапс, на специальную одежду и экипировку. Выезжайте из дома хоть на разваливающемся велике, или даже выходите на своих двух — Дорога позаботится о вас.

Представьте, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, в мире путешествуют тысячи людей, и многие из них не имеют предварительно составленных планов, бюджетов и даже не представляют, что их ждет завтра. Они стали частью Дороги, она хранит и направляет их. Поэтому не стоит зацикливаться на подготовке, прогонять в уме все ситуации, которые могут произойти. В пути все будет не так, как вы себе это представляете из дома, я это гарантирую.

Просто сделайте первый шаг.

PS. Статья, к сожалению, не раскрывает все стороны подготовки к велопутешествию. Прошу моих дорогих читателей дополнить мои размышления своим опытом, или же наоборот, задать вопросы, которые интересуют начинающих путешественников. Комментарии к вашим услугам.

PPS. Рекомендую также подготовить к велопоходу фотокамеру, а также немного научиться фотографировать, потому что это память на всю жизнь. Будет обидно, если из путешествия вы привезете скучные или некачественные снимки.

Ссылка на источник статьи

Комментарии
  • Олександр 10.09.2018, 22:35
    Хороша стаття. Плюсую люто!

Написать комментарий