+38 050731-71-00+38 063771-13-00+38 067132-13-00+38 044 332-13-00

Заказать звонок

Заявка оформлена! Ждите нашего звонка в ближайшее время.
Как правильно выбрать вилку для МТБ

Вопрос о том, какая амортизационная вилка лучше для его велосипеда, нередко возникают у новичка. И это неудивительно, поскольку амортизационная вилка – достаточно дорогой компонент, и целесообразность покупки дорогой модели подвергается оправданному сомнению.

Для того чтобы определиться с данным вопросом, необходимо учитывать свой уровень и стиль катания, а также цели и предпочтительный арсенал. Катаясь по пересеченной, а тем более по горной местности с крутыми спусками и большими камнями, без амортизации не обойтись.

Амортизационные велосипедные вилки бывают

  • пружинные
  • пружинно-эластомерные
  • воздушные
  • масляно-воздушные
  • масляно-пружинные

Вилки первых двух видов можно отнести к наименее амортизационным, они обеспечивают не намного лучшие ощущения от езды, чем жесткие вилки, при том, что жесткие весят намного меньше.

Распространенные бренды велосипедных вилок

  • RockShox. Детали данного производителя являются наиболее распространенными среди всех категорий байкеров. Модели данного бренда представлены во всех ценовых диапазонах.
  • Fox. Это производитель дорогих и качественных амортизационных вилок для профессиональных спортсменов.
  • Magura. Дорогие и надежные изделия высокого уровня, предназначенные также для профессионалов.
  • Manitou. Уровень вилок данного производителя относят к среднему и выше среднего.
  • RST. Деталями этого производителя комплектуются велосипеды низкого и среднего уровня, их надежность и качество соответствующие.
  • SR Suntour. Это производитель для той же категории велосипедов, но помимо дешевых моделей низкого качества, он предлагает также более качественные воздушно-масляные вилки, которые неплохо конкурируют с моделями RockShox.
  • Marzocchi. На сегодняшний день изделия данного бренда можно отнести к среднему уровню и распространены в украинской велосреде они достаточно слабо.

Чем следует руководствоваться при выборе

Наиболее простой вариант – руководствоваться стоимостью, поскольку она отражает качество и долговечность детали. Дешевые амортизационные вилки отличаются как по конструкции, так и по принципу действия, и обеспечить действительно качественную амортизацию они не могут.

Они оснащены простейшими пружинными амортизаторами и имеют небольшой срок эксплуатации. Кроме того, в данных моделях отсутствуют какие-либо регулировки. Однако они вполне могут быть полезны, если вы предпочитаете кататься по гладкому асфальту.

Цена на рабочие вилки, которые позволят с комфортом кататься по лесным и горным тропинкам, начинается от 150-200 $. Это современные высокотехнологичные изделия, которые обеспечивают хорошую управляемость байка. Качественная амортизационная вилка значительно снижает уровень ударно-вибрационной нагрузки на переднюю часть байка (на рулевую колонку, раму, руль и руки).

Среди недостатков данных деталей необходимо отметить их достаточно большой вес (от 1,3 до 3 кг), а также потерю части энергии при раскачивании, поскольку она гасится амортизацией. Если же вилка имеет настройки, последнее неудобство можно минимизировать, сделав ее более жесткой или же блокируя ее ход.

Выбирая ход вилки, нужно ориентироваться на длину детали, которая изначально была установлена на вашем велосипеде. Для горных байков в большинстве случаев используются вилки с ходом 100 мм (реже – 80 или 120 мм). Среди параметров, учитывая которые следует подбирать амортизационную вилку для своего байка, следует также отметить размер колеса, тип, материал и длину штока, материал ног вилки, тип пружины (воздушная или витая) и др.

Один из важных моментов, который следует принимать во внимание при выборе, к какой весовой категории относится ездок. Для легкого ездока оптимальный вариант – воздушные амортизационные вилки с негативной воздушной пружиной. К примеру, подойдут все воздушные детали Rock Shox и Magura, а особенно варианты моделей с Dual Air.

Дешевые экземпляры, имеющие стальную пружину – однозначно неподходящий вариант. Выбирая вилку для тяжелого ездока, следует отдавать предпочтение моделям, обладающим хорошим запасом механической прочности и жесткости.

В этом случае не стоит покупать дешевые, а также сверхлегкие модели, которые не рассчитаны на достаточно серьезные нагрузки. Подойдут также воздушные вилки, поскольку их нетрудно настроить под любой вес, вплоть до 100 кг и более.

Необходимо отметить, что выбор амортизационной вилки – дело сугубо индивидуальное. И хотя рекомендации опытных байкеров лишними не будут, в данном вопросе какого-либо единого авторитетного мнения не существует. Выбирать оптимальный вариант следует, исходя из собственных предпочтений, параметров детали и доступного ценового диапазона.

FAQ

Какой ход вилки мне требуется?

Желательно использовать вилку такой же длины, как и та, которая изначально устанавливалась на вашу раму. На горных велосипедах «общего назначения» обычно используются вилки с ходом 100 мм (иногда — 80 или 120 мм). Установка вилки с большим ходом имеет смысл только в случае, если байкер четко представляет себе, что он получит и что потеряет от такого внесения изменений в геометрию.

Какая пружина лучше: воздушная или стальная?

Воздушная пружина хороша практически всем, кроме двух вещей: она относительно дорогая (и требует покупки специального вилочного насоса) и может травить воздух на морозе. Разумеется, дубовая сталь теоретически надежнее за счет своей простоты, но в реальных условиях из строя чаще выходят другие узлы вилок. Тем не менее, в дальний поход лучше везти один вилочный насос на группу. Большой недостаток пружинных вилок — если вес байкера заметно отличается от средних 65-75 кг, то может встать проблема поиска пружины подходящей жесткости.

Кроме того, в рассматриваемом классе стальными пружинами оснащены преимущественно вилки низкого уровня, они могут плохо работать по своей сущности.

Какая вилка лучше подойдет для легкого ездока?

Однозначно хорошо подойдут воздушные вилки, у которых негативная пружина также воздушная (например, все воздушные Rock Shox и Magura), особенно модели с Dual Air. Однозначно не подойдут особо дешевые вилки со стальной пружиной, рассчитанной на 100-кг байкера, и не подразумевающей замену на более мягкую. В остальных случаях возможны варианты — следует читать отзывы в Сети и задавать вопросы на форумах.

Какая вилка лучше подойдет для тяжелого ездока?

Вообще, тяжелым байкерам в плане амортизации проще, чем легким — гораздо большее количество вилок покажется им плюшевыми и хорошо отрабатывающими мелочь. Однако здесь уже встает проблема механической прочности и жесткости, которая усугубляется тем, что для тяжелого байкера вполне естественно поставить и ротор большего диаметра.

Таким образом, тяжелым наездникам не очень показаны сверхлегкие гоночные вилки и, одновременно, — самые дешевые модели с тонкими ногами, не рассчитанные на серьезные нагрузки. Необходимо учитывать, что вилка со стальной пружиной может не подойти под большой вес и будет пробиваться на каждой кочке, а сменную пружину найти может быть RSTочень тяжело. В то же время, воздушные вилки легко настраиваются под любой вес, вплоть до 100 кг и более.

Нужна ли манетка блокировки вилки?

Манетка блокировки однозначно полезна для гонщиков кросс-кантри. При обычной езде блокировка используется не очень часто (как правило, только при активных разгонах и подъемах в гору), и необходимость манетки не так очевидна.

Тем не менее, манетка действительно радикально повышает удобство управления блокировкой. Большой недостаток манетки — ее можно сломать (например, при перевозке велосипеда), и до покупки новой манетки у вас блокировки не будет вообще.

Нужны ли расширенные настройки демпферов?

Опять же, возможность изменять с полдюжины настроек вилки для гонщика — это шанс подстроить работу вилки под особенности конкретной трассы и под свой стиль езды, что позволит выиграть столько-то секунд с круга. Туристы и покатушечники обычно методом проб и ошибок выставляют настройки в некое оптимальное для них положение, а в дальнейшем изменяют их разве что ради развлечения.

Нужна ли возможность изменения хода?

Некоторые вилки позволяют изменять ход при разборке в пределах 20 мм. Это полезно, если пришлось купить вилку, не соответствующую по ходу геометрии рамы, или если в будущем планируется замена рамы. Отдельные модели вилок также позволяют менять ход на 30-40 мм без разборки, иногда — прямо на ходу.

Такая функция полезна в горах, особенно на грунте, когда вверх удобнее карабкаться на малом ходе, а лететь вниз — на большом. Однако, если активное катание по горам не планируется, то такая функция — скорее, дорогая игрушка.

Какая толщина ног предпочтительнее?

Еще несколько лет назад типичным диаметром ног вилки для кросс-кантри было 28 мм. Однако массовое распространение дисковых тормозов привело к необходимости увеличить жесткость вилок на скручивание, для чего типичный диаметр ног был увеличен до 32 мм.

Это позволяет использовать роторы диаметром до 210 мм, против 160 мм у 28-миллиметровых старых вилок. А «тонкие» ноги остались лишь на вилках низкого уровня, не предназначенных для серьезных нагрузок.

Нужна ли хорошая вилка для езды по асфальту?

В цивилизованных странах — однозначно нет, потому что при езде по гладкому асфальту амортизационная вилка не имеет весомых преимуществ перед жесткой. В Украине же, даже если принципиально не съезжать с твердого покрытия, всегда есть риск неожиданно попасть на «лунную поверхность», где жесткая вилка очень быстро выбьет из байкера силы и желание куда-либо ехать.

Разумеется, привыкнуть можно ко всему, но если есть возможность увеличить комфорт в дальней поездке, то логично такой возможностью воспользоваться — хорошая амортизационная вилка на разбитом асфальте ощутимо сэкономит силы и сохранит хорошее настроение. А для езды по хорошему асфальту вилку можно (но далеко не всегда нужно) заблокировать.

Амортизационная вилка — это сложное техническое устройство, и она априори менее надежна, чем жесткая. Однако хорошая вилка для долгой беспроблемной службы требует лишь 1-2 ТО в сезон, а между ними — периодическую очистку ног от грязи и их обработку силиконовой смазкой (без растворителя; тефлоновая не подойдет).

Наиболее часто встречающиеся неисправности велосипедных вилок

  • воздушная вилка иногда может травить воздух, особенно в сильный мороз (справедливости ради отметим, что в обычных условиях исправная вилка держит давление месяцами);
  • у ряда вилок Rock Shox может вытекать масло из ног в штаны, вилка теряет ход, лечится переборкой;
  • может сочиться масло из-под регуляторов на короне, проблема в уплотнительных кольцах, они меняются;
  • если не следить за состоянием штанов (сколы и т. п.), то они могут корродировать, поскольку сделаны из магниевого сплава;
  • на некоторых недорогих вилках, если не следить за чистотой ног, может облезать анодировка, а сами ноги — тяжело ходить в направляющих (кстати, на хороших вилках гофрыMarzocchi на ногах не нужны, поскольку пыльники и сальники надежно изолируют внутренности от окружающей среды);
  • кое-какие недорогие вилки имеют ненадежные картриджные демпферы, но эта проблема также решаема.

Список выглядит жутковато, но нужно отметить, что почти все эти поломки не влияют на возможность дальнейшего движения (если только они не были вызваны сильным воздействием извне, но тут уже «против лома…»). В то же время, такая «безобидная» и распространенная поломка бюджетной вилки, как трещина в штанах, в лучшем случае приведет к сходу с маршрута…

Где дешевле купить?

Традиционно, самые дешевые варианты находятся в зарубежных интернет-магазинах. Там же — и самый широкий выбор. Однако за исключением некоторых трудностей с совершением покупки, вилка, купленная за рубежом, имеет проблему, связанную со сложностью гарантийного ремонта.

В случае чего, придется отправлять вилку обратно в магазин и получать обратно минимум через месяц. А такое ожидание довольно неприятно, особенно если проблема в каком-нибудь копеечном колечке, которое меняется за полчаса. Соответственно, во многих случаях владелец вынужден либо устранять проблему самостоятельно, либо платить деньги специалисту, что съедает часть выгоды при покупке за рубежом.

В украинских магазинах цены выше, а выбор уже, но зато покупатель обеспечивается более или менее полноценным гарантийным обслуживанием, что особенно актуально для особо дорогих или изначально «проблемных» вилок.

Видео-обзор по выбору вилки для МТБ

Ссылка на источник статьи

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий