+38 050731-71-00+38 063771-13-00+38 067132-13-00+38 044 332-13-00

Заказать звонок

Заявка оформлена! Ждите нашего звонка в ближайшее время.
Из-за чего изнашивается трансмиссия велосипеда

Учитывая цены на велосипедные расходники, никто не отказался бы продлить жизнь цепи, кассеты или передних звезд. Если следить и ухаживать за трансмиссией, то срок службы можно немного (или много) увеличить.

Азы для начинающих — в первую очередь износу подвержена цепь: она «вытягивается». Для того, чтобы велоцепь могла переходить со скорости на скорость, звено сконструировано таким образом, чтобы обеспечить изгиб, в этом слабое место, в отличие от односкоростных велоцепей.

Каждая ось (пин) растачивает своё посадочное место на доли миллиметра, и растянувшаяся цепь уже не может идеально встать на зубец звезды кассеты или системы.

В результате оси (пины) растачивают профиль звезды, после чего цепь может начать перескакивать на другую звезду под нагрузкой, слетать с передних звезд, передачи переключаются нечетко. Вывод — первое, за чем нужно следить — это цепь.

Причины повышенного износа

1. Работа цепи с перекосом. На мой взгляд, это один из основных факторов, которые могут «убить» вашу трансмиссию в кратчайшие сроки.

Так как на многоскоростном велосипеде есть две-три звезды спереди и 8-11 сзади, то чтобы достать крайние положения, цепи придется сильно изогнуться. Такая работа очень быстро вытянет её, и в свою очередь, она начнет «сжирать» звезды трансмиссии.

На картинке выше указано красным неправильное положение, нужно стараться ездить на передачах, позволяющих держать цепь без сильных перекосов.

2. Грязь и смазка. Это второй кит, на котором держится долгая и счастливая жизнь кассеты и цепи на байке. Если на шоссейнике это не такая уж острая проблема, то для МТБ чистота — это в прямом смысле залог здоровья.

Из-за конструктивных особенностей звеньей многоскоростной цепи, набившаяся внутрь грязь служит абразивом, который ускоряет расточку осями звеньев своих посадочных мест , а следовательно — износ всей трансмисии.

Если катаете по лесу, то лучше всего купить машинку для мойки цепи, тогда можно будет быстро удалить грязь после каждой покатушки.

Смазка велоцепи — это совершенно отдельный разговор, нескончаемая война мнений. Лично я придерживаюсь той позиции, что нужно смазывать именно велосипедной смазкой, а не первой попавшейся под руку в гараже.

Я не буду спорить с тем, что продажа велосмазок — это маркетинг в чистом виде, и в этих смазках нет ничего чудодейственного. Если вы разбираетесь в смазочных материалах, то сможете найти в автомагазине нужный аналог.

С другой стороны, производитель (точнее тот, кто разливает по маленьким пузырькам и продает под своим брендом) уже подобрал смазку нужной вязкости, и учитывая, что пузырька стоимостью 5 долларов хватает на целый сезон, я не вижу смысла на этом экономить.

Ни в коем случае не смазывайте цепь маслами для бензопил, швейных машинок и т.п. Велосипед работает в совершенно иных условиях: вода, грязь, песок, глина. Вязкая смазка будет цеплять грязь, ускоряя износ цепи, а жидкая, наоборот, быстро испарится, оставив звенья работать насухую. Смазка нужна правильная.

Что касается конкретного бренда, то раньше я пользовался Pedro’s, но с прошлого сезона перешел на экологическую Green Oil, чем вполне удовлетворен.

3. Качество самих цепей. Этот пункт тоже весьма спорный, потому что все хвалят то, чем пользуются. Но факт остается фактом — ни Shimano, ни SRAM, ни KMC не были замечены в производстве цепей с высоким ресурсом.

В зависимости от условий катания, велоцепи этих брендов ходят по 1000-2000 км до критического растяжения, а это, на мой взгляд, крайне мало.

Многие велосипедисты перешли на цепи Campagnolo, которые совместимы с шимановскими или срамовскими кассетами, и ходят до десяти тысяч километров.

4. Усилие на педалях. При силовом педалировании (большое усилие на педалях, высокая передача) трансмиссия изнашивается быстрее. Если вы хотите по быстрому «убить» расходники, то сочетайте езду по грязному лесу в горку стоя (танцовщицей) с «перекошенными» передачами, и буквально за несколько сотен километров цепь растянется до критического значения.

Если ваша цель противоположна, то постарайтесь педалировать, поддерживая достаточно высокий каденс, чтобы на цепь не передавалась повышенная нагрузка.

Влияет ли большой вес велосипедиста на износ трансмиссии

Заодно я хотел бы обсудить с аудиторией интересный вопрос, который поднял вчера в комментариях читатель Сергей — он считает, что износ трансмиссии напрямую зависит от веса катальца. Наша дискуссия шла относительно людей с избыточным весом, то есть о езде без спортивных амбиций.

Мой опыт говорит о другом — цепь растягивает не вес ездока, а именно усилие на педалях, и нет прямой связи между весом и этим усилием (если не брать в учет езду стоя, но тяжелые катальцы редко прибегают к этому приему).

Я поясню, что имею в виду. Нормальный велосипедист стремится к тому, чтобы обеспечить примерно одинаковое усилие на педалях, несмотря на условия (скорость, рельеф, ветер), чтобы не подвергать лишним нагрузкам коленные суставы.

Назовем усилие, которое выдает каталец на педалях — N. Подбирая каденс и правильную передачу, это усилие будет всю дорогу примерно одинаковым. Возьмем двух велосипедистов, один с весом 70 кг, другой — 140.

Чтобы заехать в горку, казалось бы, более тяжелый каталец должен выдать вдвое большее усилие на педалях, но если у него нет цели приехать наверх с той же скоростью, что и его легкий коллега, то он просто подберет низкую передачу, и без особых усилий заедет на вершину, просто в два раза медленнее.

Усилие на педалях зависит больше от мощности мышц, чем от физического веса, это я замечал не раз, когда катался с продвинутыми велоспортсменами-любителями. Они, будучи легче меня, могут «заломить» в горку с такой скоростью, что я не смогу продавить на этой же передаче, даже если встану «танцовщицей» — просто не хватает мощи.

Посему делаю вывод — спортсмен с силовым педалированием ушатает трансмиссию гораздо быстрее, чем тяжеловес.

Ссылка на источник статьи

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий