+38 050731-71-00+38 063771-13-00+38 067132-13-00+38 044 332-13-00

Заказать звонок

Заявка оформлена! Ждите нашего звонка в ближайшее время.
История велосипедного движения: чем жили велосипедисты в прошлом веке

От необычного увлечения городской интеллигенции до повседневного транспорта.

Увлечение велосипедами переживает новый пик популярности во всем мире. С одной стороны, технологии сделали этот агрегат весьма удобной и простой в эксплуатации штуковиной. С другой — двухколесное устройство идеально вписалось в современную моду на экологичность и здоровый образ жизни. Всемирная велоистория хорошо отслежена и популяризирована. А вот украинская ее часть не то чтобы не изучена, но еще ни разу не сводилась в один рассказ.

ИСТОКИ: роверисты на Галичине и циклисты в империи

Когда нужно проследить хронологию какого-либо явления в Украине, нужно учитывать, что веками она входила в состав разных империй.

Мода. Плакат одесского велоклуба.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ. Галичина, Буковина, Закарпатье находились под властью династии Габсбургов. В их владениях первая велосипедная фабрика появилась в 1896 г. в Вене. Но до этого уже лет 10 их подданые разъезжали на велосипедах английского производства. Особо популярна была модель "ровер". На переломе веков в Галичине уже стали обычным делом туристические велосипедные маршруты. Подход был вполне солидный: они маркировались на местности, описывались в журналах. О распространенности велосипеда в повседневной жизни говорят, например, статьи в тернопольских газетах. Во второй половине XIX в. в Тернополе квартировалось несколько полков. Воевать служивым не пришлось, потому времени хватало и на муштру, и на развлечения. В том числе они увлекались катанием на велосипедах и первых мотоциклах. Причем гоняли и по тротуарам, и по аллеям городского сада, неимоверно пугая обывателей. Дошло до того, что в 1904 г. городская управа приняла правила движения на велосипедах в пределах городской черты.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Здесь велосипед приобрел не меньшую популярность, чем в остальной Европе. Украина не была исключением — велосипедистов тут называли циклистами. 1887-й можно считать годом рождения украинского велосипедного спорта. Тогда состоялись первые состязания велосипедистов городов Украины, а также Москвы, Петербурга, Тулы. Все происходило на велотреке, построенном в Одессе. Начиная с этого момента и до Первой мировой войны, повсюду создавались клубы велосипедистов, строились велотреки. На слуху у всех — одессит Сергей Уточкин (тот самый знаменитый авиатор). Он много раз завоевывал звания "Первый ездок юга России", "Первый ездок России", "Чемпион России". А на І Российской олимпиаде в августе 1913 г. киевлянин А. Ширай занимает 4 место в гонке на 240 верст.

Спортивные достижения стали проявлением популярности двухколесного транспортного средства в обществе. В 1895 году учреждается Российский туринг-клуб, который ставил задачей "распространение циклизма и использование велосипеда в практических целях, содействия туризму вообще и велосипедному в частности".

К слову, на границе XIX—XX вв. слово "туризм" только-только начинало приживаться в русском языке. И во многом его относили к велосипеду. Так, в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона (1902 р.) статьи "Туризм" нет, а термин используется лишь в разделе, посвященном истории путешествий на велосипедах.

СССР: помощник селян и мечта пацанов

В советскую эпоху велосипед прошел путь от символа богатства до вполне доступной вещи.

ЕЗДИМ НА СВОЕМ. В 1916 г. для нужд российской армии создали велосипед "Дукс Боевой". Производство наладили на крупнейших велозаводах империи: "Дукс" в Москве и "Россия", эвакуированном в Харьков из оккупированной Риги. Этот факт важен тем, что позже "Россия" стала одним из флагманов украинской и советской велопромышленности — Харьковским велосипедным заводом (ХВЗ). За 17 предвоенных лет ХВЗ выпустил 969,5 тыс. велосипедов. В 1926 г. была запущена в производство модель "Украина" — правда, еще далеко не та, которую помнит несколько поколений. Классическая "Украина", на которой ездили миллионы людей от Бреста до Находки, появилась только в 1961 г. Сложно сказать, какой из современных маунтбайков выдержит такое испытание, как доставка с близлежащей фермы на дачу двух мешков навоза (на багажнике и раме), да еще плюс пара ведер этой ценнейшей субстанции, подвешенных на руль для равновесия! Если отбросить иронию, то следует отметить, что "Украиной" вполне обоснованно можно гордиться как инженерным шедевром. Некоторые ее узлы оказались настолько удачными, что их конструкция почти не изменялась с 1926 года до конца XX века. А военная направленность производства (в СССР без этого никак не обойтись) дала "Украине" исключительную надежность. Все детали (включая материал, из которого они изготовлялись) были отечественного производства.

Стоит также упомянуть и Львовский велосипедный завод (ЛВЗ). С 20-х годов XX века на его месте работал небольшой завод по выпуску всевозможных механических "причиндалов" — от подков до веялок и молотилок. В 1960 г. предприятие перепрофилировали на выпуск велосипедов и мопедов. Ни один из его велосипедов не стал легендой, подобной "Украине". А вот мопед "Верховина" десятилетиями оставался пределом мечтаний не одной тысячи юных сельских парубков.

Сегодня в Украине работают с десяток производителей велосипедов. ЛВЗ "умер" в 1998-м, а вот ХВЗ выжил. Правда, в большинстве случаев полноценным отечественным производством это назвать сложно. Скорее — отверточная сборка из импортных комплектующих.

СУБКУЛЬТУРА. В советское время вокруг велосипеда сформировалась трогательная субкультура. Это сегодня цацки для тюнинга — исключительно вопрос денег. А лет 30 назад стремление украсить "железного коня" давало чудный повод для подростковой фантазии.

Самое простое решение — разноцветная изолента для обмотки труб рамы и руля. Эстеты использовали шланги от противогазов. На сидушку и руль крепилась бахрома. Никак нельзя обойти гэдээровские "переводки" с девушками и гоночными машинами. Наконец, брызговики из линолеума на крыльях и катафоты везде, куда их можно прикрепить.

СИМВОЛ ЗАЖИТОЧНОСТИ. Парадоксально, что велосипеды почти всегда были очень популярны, но при этом они тогда были очень дорогой вещью. Похоже, примерно так наши потомки будут воспринимать нынешнюю ситуацию с какими-нибудь айфонами. Все о них говорят, они популярны, но в реальной жизни позволить себе такую штуковину может не каждый. Только где-то с середины 1970-х велосипед стал более-менее доступным. Ну как доступным: взрослая модель стоила чуть меньше 100 рублей, и такой же была ставка молодого специалиста сразу после окончания вуза. Подростковые модели стоили в два раза дешевле.

НАШЕ ВРЕМЯ: в догонку за мировой модой

В последние десятилетия Украина неторопливо и со скрипом начала подстраиваться под общемировую тенденцию любви к "коню педальному". Велосипед перестал рассматриваться по большей степени как транспортное средство для сельской местности. У молодежи появилась мода на этот механизм наравне со скейт- и сноубордом. Более того, стала развиваться какая-никакая инфраструктура.

В начале 2000-х в городах страны заговорили о велодорожках и обособленных полосах для велосипедистов. Немалую роль в том, что дело сдвинулось с мертвой точки, сыграли велоактивисты, которые своими акциями постоянно стремились обратить внимание властей.

"Одним из первых городов, в котором появились велодорожки, стал Киев. С 2010 г. в столице действуют 5 велодорожек, преимущественно на левом берегу, в спальных районах. Велосипедные дорожки и полосы за последние годы открыли Донецк, Одесса, Винница, Чернигов, Ивано-Франковск, Коломыя, Долина (Ивано-Франковская обл.). А вот Львов подошел к этому вопросу наиболее продуманно: пригласил немецких специалистов и вместе с ними разработал масштабную программу по велоинфраструктуре, рассчитанной до 2019 года. В ходе ее реализации уже введены в строй 40 км дорожек", — рассказал "Сегодня" национальный координатор Ассоциации велосипедистов Киева Ирина Бондаренко.

В 2015 начался новый виток велоразвития страны: более 10 городов приступили к разрабатотке велоконцепций на 3—5 лет. Так, в следующем году ожидается появление первых велосипедных коммуникаций на улицах нескольких областных столиц и ряда райцентров.

По словам Ирины Бондаренко, горожане все чаще выбирают для поездок городские велосипеды и все реже — спортивные. Хотя в селах и районах так было всегда, а вот для городов это новая тенденция. Она свидетельствует о том, что велосипед все больше рассматривается прежде всего как личный транспорт. "При должном отношении властей наши города вскоре вполне могут стать похожими на голландские или датские, где на велосипедах передвигается почти половина населения", — считает эксперт.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМОРОЧКИ

Сложная история Украины нашла свое отражение и в языке.

Многие знают, что в западных областях, входивших в Австро-Венгерскую империю, двухколесную машину называют ровером. Объяснение простое: первый велосипед, похожий на современный, назывался Rover (англ. "скиталец, бродяга"). На ровере ездок сидел между одинаковыми по размеру колесами, в конструкции появилась цепная передача на заднее колесо.

Ровер — детище англичанина Джона Старли — выпускался с 1885 г. Модель быстро полюбилась, и вскоре так стали называть все подобные двухколесные машины. История довольно обычная: машины с приводом на все колеса мы нередко называем джипами, аппараты для копирования — ксероксами (правда, в Монголии из зовут кенонами), а подгузники — памперсами.

В пределах той части Украины, что входила в состав Российской империи, прижилось название, пришедшее из французского языка, — велосипед. Причем сегодня языки, в которых сохранилось слово "велосипед", можно пересчитать на пальцах одной руки.

Наконец, в одном из подростковых журналов, выпускаемых украинской диаспорой в Северной Америке, мы нашли еще одно название — "колесо". Но ни собственный опыт, ни поиск на просторах интернета не дал ответа на вопрос, где конкретно в Украине так называют двухколесную машину.

НОВОЯЗ. Жил в первой половине XX в. на Галичине некто Иван Боберский. Величайшая его заслуга в том, что он стоял у истоков физкультурного движения в Западной Украине. В его общественной деятельности есть еще один занятный нюанс: Иван Боберский разработал и пытался внедрить в жизнь сугубо галичанскую спортивную терминологию. Если следовать предложениям энтузиаста, то лыжный спорт надлежит именовать "лещетарство", хоккей — "гаківка", волейбол — "відбиванка", футбол — "копаний м’яч", а велоспорт — "наколесництво". Нововведение некоторое время пользовалось популярностью в Галичине, но вскоре интернациональная терминология взяла верх, а словотворчество энтузиаста так и осталось милым провинциальным экспериментом.


Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий